KPI это тоже самое, что и оценки, которые вам ставили в школе.
Что такое KPI (КПЭ) отлично понятно руководителям, потому что перед ними стоит задача управления персоналом и оценки результатов работы:
- своих сотрудников
- отделов
- бизнес процессов
- и всего предприятия.
KPI – это система
Когда мы говорим «KPI», то всегда подразумеваем «система KPI», потому что KPI – это одновременно:
- Методика: Зачем, Что, Как и Когда измерять;
- Набор показателей для конкретного сотрудника / отдела / организации.
Важно: система KPI – это не система оплаты труда или бонусная система. Система оплаты (мотивации) строится на основе системы KPI.
В некоторых случаях внедрение системы KPI показателей может нанести вред организации. Это связано с неправильным выбором показателей kpi.
Суть KPI
KPI – это система оценки результатов работы менеджера, директора, руководителя или отдела.
На предприятии система KPI чаще всего применяется для мотивации сотрудников работать больше за меньшие деньги.
Другие причины внедрения системы KPI встречаются гораздо реже.
Кто придумал KPI
В 1996 году Роберт Каплан и Дэвид Нортон выпустили книгу «The Balanced Scorecard».
На русском книга называется «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию«.
В книге рекомендован управленческий подход, основанный на ключевых показателях эффективности (KPI / КПЭ), отслеживающий прогресс компании в достижении своих целей с четырех точек зрения:
- Финансы
- Клиенты
- Внутренние процессы и эффективность
- Развитие, обучение сотрудников и рост компании
Вскоре после выхода книги, методика управления по KPI, за которую выступает Нортон и Каплан, начала внедряться крупными компаниями, включая фирмы, входящие в список Fortune 500.
Зачем нужна система KPI
Систему КПЭ применяют для:
- управления компанией и бизнес-процессами;
- управления персоналом;
- мотивации сотрудников работать больше и лучше;
- улучшения качества обслуживания клиентов;
- роста продаж.
В России система KPI применяется чаще всего для двух вещей:
KPI для жёсткого контроля работы сотрудников
Чтобы работали больше и лучше, а платить меньше (экономия фонда оплаты труда).
Например, один из KPI менеджера по продажам это процент выполнения месячного плана по продажам и плана по числу новых звонков клиентам.
Консультанты часто использую формулировку: Система KPI для мотивации персонала компании.
На данный момент, 2021 год, системы KPI чащей всего применяют для мотивации менеджеров по продажам продавать больше и быстрее.
KPI в управлении персоналом – это система кнута и пряника. Только кнут спрятан.
KPI для управления бизнес процессами
В этом случае KPI показатели используется руководителем, собственником бизнеса для отслеживания текущего состояния, тенденций, сравнения, выявления отклонений в показателях важных для него бизнес процессов.
На практике это реализуется в виде интерактивных дашбордов для директора.
Дашборды размещаются на больших ТВ экранах, чтобы важнейшие KPI и их динамика были всегда перед глазами.
Или же KPI дашборды оптимизируются под формат экрана смартфона и всегда доступны для руководителя с мобильных устройств.
Проснулся утром, взял в руки смартфон, просмотрел ленту и сразу видишь графики KPI.
Другие случаи применения системы KPI встречаются гораздо реже, так как требуют наличия определённого уровня зрелости компании.